Главная | Наследовательное право | Прокурорский надзор за предварительным следствием диссертация

Вы точно человек?

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание Введение к работе Актуальность темы исследования.

Органы, осуществляющие предварительное расследование, действуют в рамках уголовного судопроизводства, порядок которого устанавливается Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, основанным на Конституции РФ и приоритете общепризнанных принципов и норм международного права. Порядок уголовного судопроизводства является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства ст.

К сожалению, нарушения законности в деятельности органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие, не являются исключением. В связи с этим актуальным является повышение эффективности прокурорского надзора за обеспечением законности при осуществлении предварительного расследования. Неразрешенным остается и вопрос, входит ли соблюдение установленного порядка разрешения сообщений о преступлениях в предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование.

В результате разграничения функций прокуратуры по осуществлению уголовного преследования и надзора прокуроры были лишены значительной части своих властно-распорядительных полномочий, особенно в сфере исполнения законов органами, осуществляющими предварительное расследование. Изменения уголовно-процессуального законодательства, направленные на расширение полномочий прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование отмена постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, расширение перечня процессуальных средств, проводимых до возбуждения уголовного дела, полномочия по уголовному делу, поступившему с обвинительным постановлением , предполагают повышение эффективности прокурорского надзора, укрепление законности при производстве предварительного расследования, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Указанными обстоятельствами обусловлена актуальность темы данного диссертационного исследования. Степень научной разработанности темы. За последние десять лет по проблематике, затрагивающей поставленные вопросы, были защищены следующие диссертации: Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при производстве предварительного расследования. Прокурорский надзор за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в органах внутренних дел.

Соотношение процессуальной самостоятельности следователя и прокурорского надзора в отечественном досудебном производстве. Надзор прокуратуры за исполнением законов, ограничивающих права и свободы человека и гражданина. Реализация прокурором принципа охраны прав личности на стадии возбуждения уголовного дела. Организация прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела. Организация прокурорского надзора за исполнением законов при привлечении лица в качестве обвиняемого.

Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

Правовая модель деятельности прокурора в досудебном производстве. Надзор прокурора за процессуальной деятельностью следователя и дознавателя в досудебном производстве. Прокурорский надзор и ведомственный процессуальный контроль в досудебном производстве. Прокурорский надзор за производством дознания.

чем прокурорский надзор за предварительным следствием диссертация отметил, что

Эффективность прокурорского надзора за органами предварительного следствия. Анализ этих работ позволяет сделать вывод о том, что комплексного целенаправленного исследования проблем прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное расследование, с учетом изменений законодательства ввиду частого изменения законодательства некоторые выводы утратили свою актуальность в последние годы не проводилось. Объектом диссертационного исследования являются урегулированные законодательством правовые отношения, складывающиеся в процессе реализации надзорной функции прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование.

Предметом диссертационного исследования охватываются закономерности деятельности прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование, а также правовое регулирование прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью. Цель и задачи исследования. Целью диссертации является повышение эффективности прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное расследование.

Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения комплекса следующих задач: Методологическую основу исследования составили диалектический метод научного познания, а также такие общенаучные и специальные методы, как: Так, историко-правовой метод позволил проследить становление и развитие правового регулирования прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование, в качестве законодательно закрепленной отрасли прокурорского надзора.

Формально-юридический метод и методы формальной логики использовались для характеристики закрепленных в законе, юридически значимых предписаний и положений по исследуемым вопросам, а также в целях выявления проблем правового регулирования и правоприменения, выработки предложений по совершенствованию законодательства. Применение сравнительно-правового и системного методов позволило сравнить действующее законодательство Российской Федерации с предшествующим, выявить положительные и отрицательные положения.

В процессе исследования проводились систематизация, обобщение и контент-анализ действующего законодательства и ведомственных нормативных актов, информации о результатах деятельности органов, осуществляющих предварительное расследование, судебной практики, практики надзорной деятельности прокуроров, мнений работников прокуратуры и иных правоохранительных органов по исследуемой проблематике. В работе использован метод анкетирования - опрос респондентов по специально подготовленным вопросам.

Удивительно, но факт! ФЗ от 17 января г.

В свою очередь статистический метод позволил определить основные количественные данные о состоянии преступности в стране, состоянии раскрываемости, учетно-регистрационной дисциплины, свидетельствующие о состоянии прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование. Для достижения полноты и объективности результатов исследования указанные методы применялись в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Теоретико-правовую основу диссертационного исследования составляют концептуальные разработки, положения и выводы, изложенные в трудах ведущих ученых в области прокурорского надзора, уголовного процесса, таких как А. Зарождение и развитие прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, автор прослеживал по трудам ученых дореволюционного периода, таких как Ф.

Не остались без внимания соискателя работы Р.

Смотри также

Широкова, в которых раскрывались советский и современный периоды развития органов прокуратуры. При подготовке диссертации изучались работы С. Шарова, в которых в качестве предмета исследования был прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Теоретические и практические выводы исследования получены в результате изучения и анализа значительного количества научных источников, в том числе монографий отечественных ученых-правоведов, диссертаций и авторефератов, официальных документов, аналитических записок и отчетов, публикаций в периодической печати по проблемам прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование.

Сведения, характеризующие учетно-регистрационную дисциплину в правоохранительных органах, количество уголовных дел, возвращаемых на дополнительное расследование в порядке ст. При подготовке диссертации анализировались материалы прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное расследование, в том числе информационные обзоры, аналитические справки, доклады и интервью прокурорских работников. Изучалась практика Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов субъектов Российской Федерации по рассмотрению жалоб на действия должностных лиц, органов, осуществляющих предварительное расследование.

По специально разработанной анкете было изучено уголовных дел, находившихся в стадии предварительного расследования и оконченных производством, материалов проверки, по которым органами дознания и предварительного следствия принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Проанализировано актов прокурорского реагирования, опрошено работников прокуратуры, а также сотрудников органов, осуществляющих предварительное расследование в системе МВД РФ.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлена его теоретической, правовой и методологической основой, корректностью использования юридического понятийного аппарата, теоретических выводов ученых-юристов, тенденциями развития исследований в области прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование. Достоверность теоретических и научно-практических положений, выводов и предложений диссертанта подтверждается результатами проведенного исследования.

Сочетание различных методов позволило всесторонне изучить исследуемые проблемы, провести их всесторонний анализ, обосновать полученные результаты. Научная новизна исследования состоит в раскрытии содержания концептуальных основ прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное расследование. В диссертации реализован комплексный подход к рассмотрению широкого круга вопросов через призму правового статуса органов прокуратуры, который позволил разработать научно-методические аспекты и отдельные направления совершенствования прокурорского надзора в сфере предварительного расследования.

В работе определены субъекты и поднадзорные субъекты, сформулировано понятие и цели прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование. Выработаны предложения, направленные как на повышение эффективности деятельности прокуратуры, так и на совершенствование законодательства, регламентирующего прокурорский надзор за уголовно-процессуальной деятельностью органов, производящих дознание и предварительное следствие. Положения, выносимые на защиту: Надзор за уголовно-процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное расследование, есть самостоятельная отрасль основной функции прокуратуры - прокурорского надзора.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование, следует разграничивать и рассматривать как самостоятельные отрасли надзорной деятельности, различаемые по таким критериям как: Предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование, следует отграничить от предмета прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Для этого необходимо внести изменения в ст. Проверка исполнения законов органами дознания в случаях, когда они наделены правом на осуществление неотложных следственных действий и принятие решений в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, относится к компетенции прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование. Повышению эффективности прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное расследование, будет способствовать предоставление прокурору права на: Направление прокурору копий протокола задержания подозреваемого; постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого по окончании допроса обвиняемого позволит совершенствовать организацию соблюдения установленного порядка реализации властных полномочий органов, осуществляющих предварительное расследование.

Требование прокурора об устранении нарушений федерального законодательства является средством прокурорского реагирования, прямо вытекающим из полномочий прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование, которое должно облекаться в письменную форму с указанием сроков устранения нарушений федерального законодательства.

Удивительно, но факт! Прокурорами было направлено требований об устранении нарушений закона, из них удовлетворено , отменено постановления о возбуждении уголовного дела, постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, постановлений о прекращении и о приостановлении уголовных дел2.

Для повышения эффективности прокурорского надзора за производством предварительного расследования необходимо создание автоматизированной информационной системы, функционирующей на базе локальной сети, доступ в которую будет предоставлен и поднадзорным органам. Назначение такой системы - фиксация принимаемых поднадзорными органами процессуальных решений для последующей проверки прокурором.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что сформулированные в ходе исследования положения и рекомендации по повышению эффективности прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное расследование, окажутся полезными в процессе правоприменительной деятельности органов прокуратуры. Отдельные из них, относящиеся к организации прокурорского надзора, уже используются в органах прокуратуры Хабаровского края при проведении служебных занятий с прокурорами, в рамках повышения их квалификации.

Результаты проведенного исследования могут быть применены в последующих научных исследованиях по проблемам теории организации прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное расследование. Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих 8 параграфов, содержащих последовательное изложение научного исследования и раскрывающих тему работы, заключения, списка использованных источников и приложений. Соответственно, совмещение ОРД и предварительного расследования при осуществлении надзорной деятельности влечет за собой и объединение ее задач, предмета.

Они вытекают из целей прокуратуры, специфики каждого направления и отрасли прокурорского надзора, полномочий должностных лиц органов прокуратуры по осуществлению определенных законом функций, из приказов и указаний Генерального прокурора РФ и по своему количеству существенно превосходят определенный круг целей, различаясь как по содержанию, так и по средствам их решения. В теории прокурорского надзора существуют различные классификации задач, стоящих перед органами прокуратуры. Далее, регламентируя уже каждую отрасль прокурорского надзора, законодатель в соответствующих разделах указывал конкретные задачи применительно к конкретному виду надзора, которые, согласно приведенной классификации задач, можно было отнести к специальным.

В настоящее время не утратили своей значимости и по своему содержанию остаются первостепенными при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, задачи, которые закреплялись в ст. Эти задачи заключались в том, чтобы: И в современной юридической литературе нередко указываются именно те задачи, что приведены выше1.

Иное мнение высказывается М. Федуловым, которые считают, что прокурорский надзор за соблюдением законности в данном случае решает две задачи. Во-первых, прокурорский надзор служит средством обеспечения верховенства Конституции РФ и защиты прав и свобод граждан.

прокурорский надзор за предварительным следствием диссертация слова

Во-вторых, надзор за правильным соблюдением закона позволяет эффективно проводить уголовное преследование, так как в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного значения2. Однако анализ научной литературы по данной проблематике показал, что значительное число ученых, юристов и практиков при определении задач прокурорского надзора исходят из установленных законом полномочий прокурора, которые направлены на выявление нарушений законности, причин и условий, им способствующих; на устранение выявленных нарушений законности; на восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства; на обеспечение привлечения виновных лиц к юридической ответственности; на предупреждение и пресечение нару-шений законности.

Полагаем, что данная классификация задач наиболее приемлема при определении задач прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Кроме того, в литературе встречается мнение, что целесообразнее определять задачи, исходя из предмета рассматриваемой отрасли прокурорского надзора1. Данный вывод может быть применим при определении задач прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

В настоящее время закон вместо задач прокурорского надзора устанавливает его предмет. На основании сопоставительного анализа ранее указанных в законе задач и определенного в настоящее время предмета надзора можно констатировать, что сейчас предмет надзора за исполнением законов в обобщенном виде представляет собой указывающиеся ранее задачи. В то же время, при осуществлении проверки по каждому из элементов предмета надзора, перед прокурором стоит уже более узкий круг задач, также не сформулированных в законе.

Таким образом, на основании изложенного, полагаем, что при определении задач прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, следует исходить из совокупности указанных выше обстоятельств, то есть из целей органов прокуратуры, назначения уголовного судопроизводства, специфики уголовно-процессуальной деятельности, установленных законом полномочий прокурора при осуществлении надзора и, соответственно, предмета исследуемой отрасли прокурорского надзора.

Такой подход в теоретическом плане, на наш взгляд, позволит более полно определить и конкретизировать круг задач, что впоследствии будет способствовать правильному выбору из довольно широкого перечня правовых средств, форм и методов прокурорского надзора именно тех, которые будут необходимы для их разрешения в практической деятельности. Становление и развитие прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное расследование Ретроспективный анализ позволяет вести речь об основных этапах становления и развития прокуратуры и ее основной функции - прокурорского надзора.

Становление и развитие прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование, зарождалось и развивалось параллельно с другими функциями органов прокуратуры. Еще Петр I, проводя политику по укреплению законности в Российском государстве, своим Указом, регламентирующим реформу Сената, 12 января г.

Выявляя ненадлежащие действия Сената, генерал-прокурор без промедления должен был реагировать на них, разъясняя суть данных нарушений и предлагая их исправить, а в случае бездействия выносил протест и при-останавливал дело. Об особых случаях немедленно сообщалось главе государства, по другим делам - в зависимости от важности и значимости дел -устанавливались сроки.

Однако сразу же устанавливалась ответственность генерал-прокурора за ложный донос императору: Таким образом, уже с момента становления органов прокуратуры законодательно регламентировались такие формы прокурорского реагирования на выявленные нарушения, именуемые в настоящее время как требование об устранении нарушений федерального законодательства и протест.


Читайте также:

  • Договор залога недвижимого имущества между юридическими лицами образец 2017
  • Бесплатная онлайн консультация юриста по пособиям
  • Алименты на содержание матери ребенка до 3 лет сумма образец заявления